Спекуляция и хеджирование
Операции с фьючерсными контрактами делятся на два вида: спекуляции и хеджирование. Спекулятивные операции ставят целью получение положительной разницы между ценой покупки и ценой продажи.
Хеджевые операции направлены на ограничение риска неблагоприятного изменения цены при торговле реальными активами. Хеджеры используют фьючерсы для того, чтобы зафиксировать цену ожидаемой купли или продажи реального актива. Те, кто подвергается риску роста цен, будут покупать фьючерсы или открывать длинные позиции. Те, кто подвергается риску падения цен, будут продавать фьючерсы или открывать короткие позиции. В любом случае полученная прибыль от фьючерсных контрактов компенсирует противоположные изменения цен базисного актива. Потери от фьючерсных контрактов будут возмещены прибылью от базисного актива.
Поэтому фьючерсный рынок очень популярен сегодня. Многие, как уже говорилось ранее, используют его для снижения риска, другие, наоборот, ищут риск в поисках более высоких прибылей. Поэтому и выделяют два типа игроков – хеждеров и спекулянтов.
Хеджирование не несет в себе риска. Это полная противоположность спекуляции. Именно присутствие хеджеров (производителей, потребителей, экспортно-импортных компаний), желающих оградить себя от риска, дает возможность биржевым игрокам спекулянтам существовать как «классу».
Хеджер не стремится получать прибыль на фьючерсных рынках, она ему не нужна. Прибыль он получает от основного своего бизнеса. Для спекулянта торговля фьючерсами имеет значение только в связи с возможностью получить прибыль. Он никогда не покупает и не продает товары, а лишь играет на разнице цен. Поэтому доходы или потери на фьючерсном рынке для спекулянтов являются конечным результатом его операций.
Спекуляция как форма деятельности играет большую положительную роль, способствуя относительной стабильности и ликвидности рынков и сглаживанию ценовых колебаний. Покупками фьючерсных контрактов по низким ценам спекулянты содействуют повышению спроса, что ведет к росту цен. Продажа спекулянтами фьючерсных контрактов по высоким ценам уменьшает спрос и, следовательно, ведет к снижению цен.